ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ П. БЕЗЕНЧУК
Местная Православная религиозная организация Приход во имя Святой Троицы п. Безенчук: До 1990 года в п. Безенчук не было православного храма. По просьбе жителей п. Безенчук администрация района выделила маленький домик по улице Рабочей, где ранее был сбербанк, сапожная мастерская, а позднее часовня. Первая литургия состоялась 3-го января 1990 года. В 1992 году по решению совета храма и многочисленным ходатайствам прихожан, администрация Безенчукского района выделила в безвозмездное пользование здание бывшей спортивной школы и бывшего детского сада. Здание деревянное, неоднократно подвергалось ремонту. В настоящее время здание расширено (с 1994 года по 2008 года) и обложено кирпичом. Первым настоятелем Прихода во имя Святой Троицы в п. Безенчук с 1992 года был о. Иоанн (Химюк Иван Григорьевич). После его смерти (в 2004 году) настоятелем Прихода во имя Святой Троицы был назначен о. Ростислав (Химюк Руслан Иванович). В 2006 году настоятелем Прихода во имя Святой Троицы был рукоположен о. Сергий (Ходулев Сергий Станиславович).
ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА П. БЕЗЕНЧУК
По просьбе жителей поселка Безенчук Самарской области и по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия было принято решение о создании Местной православной религиозной организации приход в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Постановлением Безенчукской поселковой администрации за № 459 от 9 ноября 1994 года был выделен земельный участок под строительство.
Летом 2002 года был поставлен поклонный крест и освящено место под строительство храма.
Постановлением за № 372 от 18 апреля 2003 года администрацией Безенчукского района был утвержден акт выбора земельного участкам под строительство храма.
МУП «Архитектура и градостроительство» Безенчукского района выполнили архитектурно-планировочное задание за № 22 от 28 мая 2003 года на строительство храма.
С августа 2005 года были проведены земляные работы под фундамент строящегося храма. Основным спонсором строящегося храма были семья Гилевских и пожертвование прихожан.
2007 году был закончен цокольный этаж, и началось возведение стен храма.
К 2010 году стены храма поднялись до уровня сводов. С 2010 года основным спонсором строительства храма является семья Денисовых и прихожане храма.
В 2012 году был возведён основной барабан.
В 2013 году сделали и установили купол.
В 2014 году отштукатурены стены верхнего придела храма, и начата роспись нижнего подземного храма.
18.07.2015 года была совершена первая Божественная Литургия в верхнем пределе храма.
02.01.2016 года, Преосвященный Софроний, епископ Кинельский и Безенчукский совершил чин Великого освящения престола в нижнем пределе храма в честь праведного Иоанна Кронштадтского и праведного Александра Чагринского и праздничную Божественную Литургию.
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ С. ЕКАТЕРИНОВКА
Почти сразу после основания в 1770 г. в заволжской степи села Екатериновка, началось строительство храма для многочисленных прихожан – крепостных крестьян и дворовых людей графов Орловых, переселенных на новые земли. Первоначально церковь была выстроена в дереве. Она стала узлом планировки села. От площади перед ней расходились три главные улицы: две вдоль реки, третья – перпендикулярно им. Храм был посвящен Екатерине, Христовой мученице. Эта святая была небесной покровительницей двух женщин, чьи судьбы были связаны с родом Орловых: императрицы Екатерины II и ее фрейлины Екатерины Штакельберг, ставшей женой младшего из братьев, графа В.Г. Орлова. По разделу имений между братьями а начале XIX в. Екатериновка досталась графу Алексею Григорьевичу (24.08.1737 – 24.12.1807) – выдающемуся государственному деятелю и военачальнику России XVII века. Самыми яркими страницами его биографии были: организация дворцового переворота в пользу Екатерина Алексеевны в 1762 г. и командование русской средиземноморской эскадрой в 1769 – 1775 г.г. В честь разгрома турецкого флота при Чесме 24 июня 1770 г. он получил почетное добавление к родовой фамилии и стал именоваться Орловым-Чесменским. Cтроительство каменной церкви в Екатериновке было начато в 1806 г по заказу помещика с разрешения Епископа Казанского Павла. Еще большую заинтересованность в новом храме, чем больной и вскоре умерший граф, проявляла его дочь Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (06.05.1785 – 05.10.1848). Она унаследовала от отца огромное состояние и крепкую волю, обратив их на нужды церкви. Графиня стала моральной и материальной опорой консервативного течения в русском православии, возглавляемого архимандритом Фотием. При ней в 1813 г. была завершена постройка храма в Екатериновке, возведены каменные церкви в других ее селах: Винновке, Переволоках, Новодевичьем. Автор проекта неизвестен. Возможно использование «образцовых» проектов, рекомендованных для строительства православных храмов, и участие в привязке к местности и в проведении работ Х. Шмита, который был вотчинным архитектором у В.Г. Орлова при возведении церквей в селе Воскресенка, Новинках и Покровке, что находились по соседству и строились в те же годы. Первоначально вновь выстроенная церковь по-прежнему именуется в честь Вмч. Екатерины, но затем основным становится престол во имя Святой Троицы, освященный в 1828 г. Два престола разместились в пределах: с южной стороны – во имя великомученицы Екатерины, с северной стороны – во имя Николая Чудотворца, освященный в 1842 г. Перенос основного предела и появление северного придела, возможно, связаны с перестройкой храма. К 1891 г. относится появление пристроя к церкви (в 1892 г. оштукатурен). Церковь отапливалась, вмещала до 2000 человек. При ней – каменная колокольня, каменная часовня для склада икон при крестных ходах и деревянная пятистенная сторожка о двух отделениях: в первой половине помещались сторожа, в другой – просвирня. Вначале церковь была обнесена деревянной, а затем железной решетчатой оградой на каменных столбах. Под всеми церковными постройками и оградой – участок земли размером 20 на 35 сажень. Внешний облик пострадал, а внутреннее убранство уничтожено после того, как храм был в советские времена закрыт, приспособлен под хлев и другие хозяйственные нужды. при этом погибли хранившиеся здесь документы, в том числе утвержденные строительные проекты и планы, копии которых в архивохранилищах Самары, Москвы, Ульяновска не обнаружены.
ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ С. ПРЕПОЛОВЕНКА
1838 год – построена тщанием графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Принадлежала к Симбирской (Ульяновской) епархии, зданием каменная с колокольней, престол в ней один, в честь Св. Равноап. Вел. кн. Ольги. Имелся дом священника, приходская школа, земли для запашки и сенных покосов. Причт состоял из священника, диакона и двух причетников.
1934 год – закрыта и использована под зерносклад.
1942 — 1944 года — находилось лётное морское училище имени Левоневского.
1944 — 1990 года — использована под зерносклад, колокольня под водонапорную башню.
1990 — 1994 года — ремонт здания церкви.
С 1994 года периодически велись Богослужения.
2005 год — приход зарегистрирован.
С 2008 года Богослужения ведутся регулярно.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С. ПЕРЕВОЛОКИ
В списке на 1890, 1900 гг. значится Переволокские хутора, как Переволокское Екатериновской волости Самарского уезда. В 1890 г. в с. Переволокские хутора числился 101 двор с населением 647 человек (154 человека мужского пола), в 1900 г. – 83 двора с населением 689 человек (330 человек мужского пола), а в 1910 г. – 100 дворов с населением 721 человек (353 человека мужского пола). В 1890 г. в этом селе имелось 774 десятины надельной, удобной для использования земли, в 1900 г. – 1100 десятин, а в 1910 г. – 919 десятин. В Переволокские хутора находились православная церковь, школа грамоты (церковно-приходская школа), 3 ветряных мельницы. Покровская церковь в селе была построена на средства прихожан в 1883 г. ее здание было деревянным с деревянной колокольней, холодным и вмещало в себя 200 человек. Рядом находились деревянная церковная строжка и специально отведенное кладбище, обнесенное канавой. В 1896 -1910 гг. усадебной земли у церкви не было. Имевшая в распоряжении у церковного причта пахотная земля составляла 33 десятины. В 1911 г. усадебной вместе с церковным погостом земли было 1 десятина 20 кв. саженей. В церкви был один престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1912 г. была построена новая деревянная церковь взамен ветхой и маловместительной старой. Новая церковь вмещала в себя до 700 прихожан. В документах Самарского губернского правления имеются проект постройки новой церкви в Переволокские хутора, докладная записка Самарского губернского инженера П.В.Шаманского в Самарское губернское правление от 16 октября 1912 г. о строительстве церкви в этом селе, а также акт осмотра Губернским инженером построенной церкви. С 1896 г. в Покровской церкви причт состоял из священника Павла Данилова и псаломщика Григория Матвеевича Терновского. Павел Данилов, 1871 года рождения, сын дьякона, родился в Большие Березники Карсунского уезда Симбирской губернии. Окончил курс в Симбирской духовной семинарии 23 июня 1892 г. 12 октября этого же года он был рукоположен в сан дьякона в с. Чебокарка Чистопольского уезда, где был учителем местной церковной школы грамоты. 12 июня 1896 г. Данилов П. был рукоположен в сан священника в Переволокские хутора Самарского уезда. В семействе у него была жена Софья Петровна, 1875 года рождения. Г.М. Терновский, сын дьячка, 1868 года рождения, родился в с. Андабулак Самарского уезда. Окончил Симбирское городское училище 15 сентября 1894 г. стал псаломщиком в с. Хрящевка Ставропольского уезда. 15 февраля 1896 г. был определен учителем церковной школы грамоты с. Переволские хутора. 13 декабря этого же года временно исправлял должность псаломщика. В семействе у него была жена Анастасия Осипова (1873 года рождения) и дочь Евгения (1895 года рождения). С 1902 г. церковный причт состоял из священника Павла Михайловича Лебединского и псаломщика Александра Ильича Невского. П.М. Лебидинский, сын священника, родился в 1841 г. Окончил богословских наук второго разряда Самарской духовной консиории. 8 сентября 1864 го. Был рукоположен в сан священника в с. Екатериновка Самарского уезда. 4 октября 1893 г. он был перемен на должность священника в с. Лопатино этого же уезда, а 4 октября 1896 г. – в с. Васильевка. С 1896 по 1902 гг. являлся законоучителем в церковно – приходской школе с. Васильевка и законоучителем в земской школе приходской деревни Безенчук. В 1902 г. был перемещен в Переволокские хутора. В 1879 г. Лебединский П.М. награжден набедренником, в 1900 г. – бархатной цветом фиолетовой скуфьей. В семействе у него жена Анна Васильевна (1846 года рождения) и дети: Константин (1874 года рождения) и Александр (1870 года рождения). А.И. Невский, 1879 года рождения, сын священника, в июне был уволен из 3-го класса Симбирской духовной семинарии. 22 сентября этого же года был направлен на должность псаломщика в Переволокские хутора. В 1905 г. Церковный причт состоял из священника Виктора Михайловича Цветкова и псаломщика Петра Михайловича Иголкина. В.М. Цветков, 1848 года рождения, сын дьякона окончил курс Самарской духовной семинарии в 1872 г. 12 января 1875 г. Был рукоположен в сан священника с. Куньян Сарма Николаевского уезда. В 1876 г. Исправлял должность священника в с. Старая Майна Ставропольского уезда, в 1883 г. – в с. Васильевка этого же уезда, в 1895 г. – в с. Сухие Аврали Ставропольского уезда, в 1897 г. – в с. Марьино Николаевского уезда. С какого года он исправлял должность священника в Переволокских хутора в документах не обнаружено. За ревностную службу Церкви Божьей Цветков В.М. был награжден набедренником, затем бархатной фиолетового цвета скуфьей и медалью в память Государя Императора Александра III. В семействе у В.М. Цветкова была жена Ольга Андреевна и дети: Лидия (1876 года рождения), Павел (1879 года рождения), Евгений) 1881 года рождения), Петр (1882 года рождения), Василий (1886 года рождения), Елена (1893 года рождения), Елизавета (1894 года рождения), Александра (1875 года рождения). П.М. Иголкин, 1884 года рождения, окончил курс Липовской второклассной церковно-приходской школы Николаевского уезда в 1901 г. С 1904 г. Являлся псаломщиком в Переволокском хуторе. С. 1910 г. Священником в Покровской церкви был Александр Константинович Евтропов, а псаломщиком – Петр Михайлович Иголкин. А.К. Евтропов, 1825 года рождения, сын священника окончил полный курс Томской духовной семинарии. 17 января 1910 г. Был рукоположен в сан дьякона, а 24 января этого же года – в иерея с определением на должность священника в Переволокские хутора. В семействе у него была жена Елена Петровна (1883 года рождения) и дети: Вера (1910 года рождения) и Константин (1911 года рождения). В 1913 г. Церковный причт состоял из священника А.К. Евтропова и псаломщика Александра Ефимовича Вахромова. Александр Ефимович Вахромов, 1888 года рождения, окончил курс Мало-Каменской церковно-приходской школы. С 1913 г. исправлял должность псаломщика в Переволокском хуторе. Дома для священно-церковнослужителей были общественными деревянными, построенные в 1895 г. На средства прихожан. В клировых ведомостях за 1911 г. Имеются данные о том, что с 1899 г. Должность церковного старосты занимал местный крестьянин Федор Захаров. В 1894 г. При Покровской церкви была открыта церковная школа грамоты, которая помещалась в наемной квартире. В ней обучалось 22 мальчика и 8 девочек учителями были приходской священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1897 – 1913 гг. об этой школе сведений не имеется. В 1896 г. Была открыта одноклассная церковно-приходская школа она помещалась в специальном здании, построенном на общественные средства. Учебники получались из отделения Епархиального Училищного совета, а учебные пособия и принадлежности приобретались на пожертвованные деньги. Существовала школьная библиотека для чтения. В 1902 г. в ней начитывалось 85 экземпляров, в 1907 г – 200 экземпляров. В 1902 г. в церковно-приходской школе обучалось 34 мальчика и 16 девочек, однако в отчетном году окончило курс лишь 10 мальчиков и 2 девочки. В 1905 г. насчитывалось 42 ученика (12 девочек), в отчетном году окончило курс только 6 мальчиков. В 1913 г. в школе обучалось 58 мальчиков и 33 девочки (сведений об окончивших курс в документах не обнаружено). Как правило в церковно-приходской школе заведующим и законоучителем был местный приходской священник, а учителем – псаломщик. В 1902 г. помимо законоучителя, местного священника преподавал учитель Иоанн Данилович Девятов (окончил курс второклассной Обшаровской школы). Одновременно сообщаем, что в документах Самарской духовной консистории за 1896-1913 гг., «Списке населенных мест Самарской губернии» на 1890, 1900, 1910 гг. других сведений по истории Переволокские хутора (Переволокское) не обнаружено. Клировые ведомости Покровской церкви I Благочинного округа Самарского уезда Самарской духовной консистории хранятся в государственном архиве Самарской области лишь за 1896-1913 гг. В «Списке населенных мест Самарской губернии» на 1859 г. Переволокские хутора не значится. В документах гос.архива сведений образовании этого села не имеется. Основание: ф. 32, оп. 18, д. 186, 202, 221,231,342,348,254; ф. 1,оп.12, д. 4918; Список населенных мест Самарской губернии на 1859,1890,1900,1910 г.г.
ХРАМ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ С. КАНУЕВКА
Согласно исторической справке предоставленной в 2002 г. ведущим археографом Государственного архива Самарской области Будановой А. А. первая церковь в с. Кануевка была построена в 1829 г. на средства графини Анны Александровны Орловой- Чесменской. Церковь была каменной, одно престольной и освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. При церкви имелась каменная колокольня. Из своих владений графиня выделила 36 десятин и 1 800 саженей земли, из которых под церковью и кладбищем находилось 900 саженей, под озером – 900 саженей, усадебной земли было 3 десятины и пахотной – 33 десятины. В 1858 г. церковь была обновлена на средства прихожан: иконостас, алтарь и стены храма были окрашены масляной краской, резьба была позолочена. Купол был расписан ликами святых. В 1886 г. в Казанско-Богородицкой церкви был организован теплый придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского (в трапезной), который освятили 11 июля 1866 г. Храм стал двухпрестольным. В 1872 г. в селе было открыто церковно-приходское училище. Население деревни постепенно увеличивалось и уже к 1883 г. церковь стала маловместительной. В ноябре 1883 г. на сельском сходе прихожане приняли постановление о расширении храма с южной и северной сторон. А престол во имя Свт. Николая Мирликийского перенести из трапезной в главный придел и установить его с иконостасом. Кроме этого, прихожане решили заменить старый иконостас на новый, во всем храме устроить печи, а сам храм, как внутри, так и снаружи, отремонтировать. 18 апреля 1884 г. это решение прихожан было утверждено Самарской Духовной Консисторией. Проект на расширение церкви был отослан в строительное отделение Самарского губернского правления на рассмотрение и окончательное утверждение. 1 мая 1884 г. проект на расширение храма в селе Кануевка был рассмотрен и одобрен Строительным отделением губернского правления. В 1885 г. престол во имя Свт. Николая Чудотворца находившийся в трапезной был упразднен. Вчерне он был построен на новом месте в 1886 г., но не освящен. Только в 1890 г. он был окончательно построен и 4 ноября того же года освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1894 г. при церкви имелись две караульни: одна деревянная, другая – каменная. В каменной караулке находилась школа грамоты, а деревянной жили учителя этой школы. В 1896 г. школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую школу. В 1902 г. церковь могла вмещать до 1 900 человек. Церковь вместе с оградой занимала земельную площадь в 285 саженей. Деревянные дома для причта со всем необходимым надворным строением были застрахованы в 1903 г. в Русском страховом обществе на 4 000 руб.
В 1913 г. при храме имелись:
— каменное здание церковно-приходской школы, построенное в 1896 г.;
— деревянный дом для просфорной, построенный в 1910 г.;
— деревянная сторожка, построенная в 1909 г.
В Советское время, после Октябрьского переворота 1917 г., церковь была национализирована. В 1922 г. была составлена опись церковного имущества. 30 апреля этого же года по постановлению общего собрания граждан села Кануевка, в связи с голодом в Поволжье, были выданы золотые вещи начальнику Особого отдела т. Зимкину в Фонд помощи голодающим.
8 февраля 1924 г. на заседании Комиссии по регистрации религиозных обществ было зарегистрировано религиозное общество церкви села Кануевка. Сведений о закрытии церкви в селе в документах Государственного архива Самарской области не обнаружено. Но по спискам действующих церквей Средне-Волжского края церковь во имя Казанской иконы Божией Матери села Кануевка значилась действующей по состоянию на 1 января и на 2 ноября 1932 года. Более поздних сведений не обнаружено. По свидетельству сельчан последнее Богослужение состоялось на Святую Пасху 1936 года. После которого священника по фамилии Генерозов сразу же забрали и увезли в неизвестном направлении. Церковь закрыли, судьба последнего священника неизвестна. В Советское время здание храма использовали под зернохранилище и механические мастерские. Оно сохранялось целым до начала 60-х годов, пока по распоряжению председателя сельсовета не было предложено сельчанам для разборки на кирпичи с последующим использованием их для ремонта домашних печей. Храм подвергся активному разрушению и к началу 90-х годов здание церкви представляло из себя развалины зараставшие травой. Приходская жизнь возродилась в начале 90-х годов стараниями местного жителя Некрасова Василия Андреевича. По его инициативе в 1991 году была зарегистрирована церковная община Прихода в честь иконы Казанской Божией Матери. Им же были предприняты первые попытки восстановления разрушенного храма. Василий Андреевич Некрасов был духовным лидером сельчан. Под его влиянием во многих людях возрождалась утраченная вера. Много потрудившись по восстановлению религиозной жизни в родном селе, он мирно отошел ко Господу 15 января 1996 г., на следующий день после чествования его небесного покровителя Святителя Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской. Приходу было передано здание церковно-приходской школы, в котором последнее время находились мехмастерские местной школы. Здание ни разу не ремонтировалось после революции, представляло из себя печальное зрелище и требовало капитального ремонта. Под руководством первой старосты Прихода Федоровой Галины Дмитриевны прихожане как могли привели его в порядок и оборудовали под молитвенный дом. Постоянного священника не было. Службы совершались по большим праздникам. Приход поочередно окормляли священники: о. Николай Зудкин (сейчас служит в с. Приволжье), прот. Иоанн Химюк (ныне преставившийся), о. Сергий Петров (сейчас настоятель храма в селе Екатериновка), о. Ростислав Химюк (сейчас служит в пгт. Безенчук). Регулярная Литургическая жизнь началась после того как Приход в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Кануевка в 2005 г., по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, стал подворьем Прихода в честь Святителя Николая Чудотворца в г. Самара. Произошло это по просьбе настоятеля городского Прихода прот. Анатолия Урсува. Каждое воскресение и в двунадесятые праздники стали совершаться Богослужения, со всенощной накануне. Люди стали привыкать к храму, к службе. Число прихожан стало расти.
В 2007 г. завершен капитальный ремонт молитвенного дома. Обновился его интерьер. Установлен новый иконостас изготовленный сотрудником городского Прихода Кузовым А. А., приобретены новые престол и жертвенник производства предприятия «Софрино», паникадила, докуплена необходимая церковная утварь. Молитвенный дом фактически стал представлять собой малый – трапезный – храм. К нему пристроены теплые жилые помещения для священника. В 2008 г. начато восстановление храма. Попечением группы жертвователей, организованной руководителем ОАО «СамараТрансГаз» О. А. Степаненко, работы продвигались быстро. Храм буквально на глазах восставал из руин. И 21 июля 2010 г., на Престольный праздник – день обретения Казанской иконы Божией Матери – в восстановленном храме была совершена первая служба. При производстве работ по восстановлению богатого декоративного убранства фасадов храма особо отличились жители соседнего села Александровка Анатолий Геннадьевич Шерстнев и Евгений Анатольевич Перепелица, за что были награждены Грамотами правящего архиерея. Приход успешно развивался. Храм украшался, приобреталась церковная утварь. Была построена своя газовая котельная. На богослужения приходили не только жители села Кануевка, но и соседних сел Александровка и Владимировка. Приезжали и из Безенчука. Были жители и Самары, Новокуйбышевска, Чапаевска, т. к. многие имели дачи и загородные дома в Кануевке и приезжали туда на отдых в воскресные дни. Люди собирались под звон колоколов местного звонаря-самоучки Игоря Ненашева. Им нравилось пение небольшого церковного хора под управление Ирины Романченко, чтение на клиросе уставщицы Н. Ф. Ушаковой. Ее сестра – Ольга Федоровна Козлова, долго трудилась в церковной лавке, преподавала в Воскресной школе и организовывала замечательные детские утренники на праздники Рождества и Пасхи Христовой.
В 2012 г. произошло разделение Самарско-Сызранской епархии. Храм в селе Кануевка отошел ко вновь образованной Кинельской епархии Самарской митрополии. Великое освящение храма было совершено 16 февраля 2014 г. – на следующий день после праздника Сретения Господня, в Неделю о блудном сыне, Преосвященным Софронием, епископом Кинельским и Безенчукским. В связи с разделением епархии, протоиерей Анатолий Урсув должен был оставить Приход, т. к. служение на две епархии не дозволяется церковными канонами. Это произошло в июле 2014 года. В сентябре 2014 года у Прихода появился новый постоянный священник. Указом Преосвященного Софрония настоятелем храма стал иеромонах Дорофей (Усов) до этого долгое время служивший диаконом в Иверском женском монастыре г. Самары.
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО П. ОСИНКИ
Приход во имя св. Серафима Саровского был основан 30 марта 1999 года, старостой прихода являлся Редин Ф.И. для чтений акафистов и редких богослужений люди собирались в бывшем здании почты.
Указом Высокопреосвященного архиепископа Самарского и Сызранского Сергия от 20 апреля 2000 года был назначен на должность настоятеля иерей Вячеслав Корнилов.
Приход занимается активной деятельностью: организуется паломнические поездки по святым местам, крестные ходы. Начала свою работу воскресная школа, которую ведет матушка Людмила (жена настоятеля). Усилиями настоятеля и прихожан, была заасфальтирована дорога для крестного хода вокруг молебного дома, отремонтированы крыша, сделан ремонт и приобретены иконы.
Для дальнейшего развития прихода, было оформлено и приобретено здание бывшего детского сада «Ромашка». В помощи оформления участвовала глава района Хорошева Н.Г. и Мишин В.А.
Усилиями настоятеля и прихожан осуществлена перепланировка и ремонт здания детского сада «Ромашка».
С 1 августа 2008 года в подходящем для богослужений здании, начались церковные службы. Старостой прихода была выбрана Свечникова С.А.
В 2010 году, на территории молебного дома, был заложен фундамент под строительство деревянного храма. Бревна для храма были срублены в д. Лесное Матюнино Кузоватовского района Ульяновской области. При проектировании и закладки фундамента помогали глава района Хорошева Н.Г., главный архитектор Трибус А.А., глава фирмы ООО проект «Архитектура дизайн» Мазин И. В.
В 1 августа 2012 года были перевезены бревна при помощи Лесных С.В., Салмина В.Г. и Ананевич А.Ф. в перевозки и разгрузки храма участвовали жители поселка. Активное участие принимали семьи: Божковы, Климановы, Кузубовы, Ушаковы, Свечниковы, Павловы, Аполинаровы.
Началось строительство деревянного храма, меценатом которого является Лесных С.В.
2 августа 2012 года было освящение венцов, при закладки деревянного храма. Освящал епископ Кинельский – Безенчукский Софроний.
25 июня 2014 года был освящен купол. Освящал епископ Кинельский – Безенчукский Софроний. Сейчас храм находится в стадии строительства.
ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА” С. НИКОЛЬСКОЕ
Каменная Церковь на 400 человек в с. Никольском (старое название села до 1923 г. – Нижняя Ивановка) была построена в 1831г. на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. В то время село входило в состав Симбирской губернии, т.к. Самарская губерния была образована только спустя 20 лет – в 1851г. При храмовая территория в 260 кв. саженей (0,12 га) была обнесена прочной каменной оградой. Площадь земли непосредственно под зданием храма составляла 75 кв. саженей. Кроме того перед церковью была площадь в 3 десятины (3.3га).
За пределами села было особо отведённое церковное кладбище, окопанное канавой. В распоряжении прихода было 33 десятины (36 га) пахотной земли и около 10 десятин сенокосной.
Церковь имела 3 престола в одном алтаре. Главный престол в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» и боковой южный престол в честь Николая Чудотворца были освящены в 1832г. архиепископом Симбирским Анатолием. В 1833г. Самарским протоиереем Иоанном Цветковым был освящён и второй боковой (северный) престол в честь великомученика Георгия Победоносца.
При церкви «Неопалимой Купины» существовало церковно-приходское попечительство. С 1895 г. при храме была открыта одно классная чувашская церковно-приходская школа. В состав Прихода входили и близлежащие деревни, не имеющие храмов: Купино, Киевка, Григорьевка, Вислая Дубрава, Дмитриевка. В 1900 г. в Купино был построен деревянный храм Покрова Богородицы и село выделилось в отдельный приход.
Здание храма в с. Никольском использовалось по своему прямому назначению в течение 100 лет. В 1931 году церковь была закрыта и некоторое время использовалась под зернохранилище. Затем несколько десятков лет стояла запущенной и от неё практически остались только стены.
С 1931 по 2005 годы включительно православного прихода в с.Никольском не существовало. 28 октября 2005 г. управляющий Самарской епархией – архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) своим Предписанием за № 865 поручил настоятелю Свято-Серафимовского храма г.Новокуйбышевска протоиерею Сергию Ускову, не освобождая его от основной должности, возобновить богослужения в селе Никольском, воссоздать православный приход и организовать реконструкцию храма.
Богослужения возобновлены с 15 февраля 2006 года в приспособленном помещении бывшего детского сада, временно предоставленном православной общине села руководством района. Одновременно начаты организационные работы по проектированию и реконструкции храма.
ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА С. ВАСИЛЬЕВКА
Храм был построен в 1884 году на средства жителей села. Здание было деревянным на каменном фундаменте. В 1913 г. в храме служил священник Александр Оркотов. В последствии храм был разрушен, ныне на его месте сохранился лишь фундамент.
Также до революции храмы были в сёлах Натальино, Покровка, Купино, Троицкое, Александровка. В советское время храмы подверглись разорению и уничтожению.
Нашел в вашей статье сведения о своем прадеде, Вахромове Александре Ефимовиче, псаломщике из села Переволоки. Благодарю. Нет ли у вас еще каких-либо сведений о нем? И о судьбе храма после революции?